Новости

Размещено (дата, время): 19.11.2012, 11:33:05
Последние изменения (дата, время): 19.11.2012, 11:33:05

О мерах по стимулированию применения новых материалов в строительстве

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев признал наличие проблем с использованием новых материалов в строительных технологиях, связанных с «некоторыми вопросами регулирования» и призвал «ускорить движение к другим принципам регулирования», создать дорожную карту с указанием сроков и способов обеспечения создания и сертификации новых строительных материалов, возлагать на исполнителя и заказчика ответственность за качество работы в течение всего жизненного цикла объекта, и, наконец, предусмотреть механизмы стимулирования производства и использования эффективных видов строительных материалов в строительстве с помощью изменения СНиПов и стандартов, поощрения применения современных технологий при реализации проектов с государственной поддержкой. Аналогичного мнения придерживались иные выступающие. Так, Александр Дюков, генеральный директор ОАО «Газпром-нефть», производящего полимер-битум вяжущий, отметил отсутствие в субъектах Росийской Федерации и в муниципальных образованиях сети лабораторий для мониторинга процессов строительства, ремонта и эксплуатации дорог, подобной уже созданной Минтрансом России на федеральном уровне, и также указал на необходимость создания системы технического регулирования, стимулирующей производителей и потребителей применять современные материалы в дорожном строительстве. Для этого нужно, в первую очередь, внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, предусматривающие применение идеологии контрактов жизненного цикла.

Глава Минрегиона России Игорь Слюняев подчеркнул евразийское положение России, граничащей не только с Европейским союзом, но и с азиатскими странами, имеющими совершенно иные нормы, правила, стандарты и требования по сертификации, и высказался за создание национальной системы стандартизации и сертификации, банка данных новых технологий и материалов (интересы государства, промышленности и основных потребителей должны тут совпасть), появления в планах законопроектной работы, готовящихся каждым федеральным органом, раздела «Нормативно-техническое регулирование на 2013 год и среднесрочную перспективу». Новые СНиПы, уточненные ГОСТы и технические регламенты (нормирование, сертификация, стандартизация, испытание, применение в рамках ПИР и СМР) должны, по мнению главы Минрегиона, формироваться федеральными органами исполнительной власти, а решения по применению новых технологий и материалов следует принимать уже на стадии инженерного проектирования - иначе они не будут применяться в процессе реализации проекта.

Затруднительность применения элементов инноваций, не заложенных в проекте, подтвердил генеральный директор ОАО «ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев. Но заложить в проект инновационное решение тоже весьма сложно, так как экспертиза отклоняет любые технические, технологические, организационные решения, которые не укладываются в рамки существующего поля нормативных документов, какими бы инновационно эффективными они ни были. Поэтому обновление нормативной базы с учетом применения ее на любой стадии проектирования, строительства, содержания - одно из основных условий успешного внедрения инноваций. Старая нормативная база разрабатывалась с опорой на идеологию максимальной экономии материалов. Сегодня же необходимо опираться на показатели долговечности - сохранение первоначальных геометрических параметров дороги и ее прочности. При этом инновации могут, как понижать стоимость продукта, так и повышать ее, но учитывать надо приведенные затраты, т.е. экономический эффект в долгосрочной перспективе. Для дороги - это срок ее службы, поэтому переход на контракты жизненного цикла - конструктивен. Обновленная нормативная база, в видении руководителя-дорожника, это система документов, учитывающих последние мировые достижения, соответствующая типовая проектная документация, расчет стоимости по приведенным затратам, разработка региональных нормативных документов, учитывающих местные условия региона. А чтобы нивелировать ключевой сдерживающий фактор применения новых материалов, - некомпетентных подрядчиков, применяющих демпинг, - необходимо конкурсы проводить в два этапа. На первом претенденты должны подтвердить владение новыми технологиями и управленческими компетенциями (техникой, ресурсами, престижем и так далее) и предложить свои варианты строительства дороги. И лишь на втором этапе следует рассматривать предложенные цены контракта, сроки реализации и гарантии.

Завершая совещание, Дмитрий Медведев отметил необходимость в максимальной степени использовать при проектировании новые материалы, разработки системы побуждения к этому, и заявил, что соответствующее законодательство о техническом регулировании и стандартизации будет подготовлено. В конечном счете, это должен быть результат договоренности между бизнесом и бизнес-объединениями, их саморегулируемыми организациями.