Новости

Размещено (дата, время): 22.11.2012, 12:53:02
Последние изменения (дата, время): 22.11.2012, 12:53:02

Развитие транспортной инфраструктуры как инструмент экономического роста регионов Российской Федерации

21 ноября Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов выступил в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В своей речи Министр транспорта Российской Федерации подчеркнул повышение роли и значения транспортной отрасли, создания единого комплекса транспортных связей в России, модернизации объектов транспортной инфраструктуры, как федеральной, так и региональной собственности, что «стимулирует экономический рост в регионах, создает новые рабочие места, увеличивает поступление налоговых платежей в бюджеты субъектов, вносит значительный вклад в увеличение регионального валового продукта». При этом исключительную роль в обеспечении потребностей регионов, развитии бизнеса и привлечении инвестиций играют автомобильный транспорт и автомобильные дороги. В дорожном хозяйстве работает около 450 тысяч человек. Автомобильный транспорт обеспечивает более 80 процентов общего объема грузоперевозок (без учета трубопроводного), значительная часть промышленных предприятий регионального значения, строительство и торговля, агропромышленное производство, малый и средний бизнес ориентированы только на автомобильный транспорт.

«Существенное значение для решения задач устойчивого развития регионов, - указал министр, - имеет создание системы дорожных фондов. Размер Федерального дорожного фонда составит в 2013 году 450 млрд. рублей и увеличится по сравнению с текущим годом (414,4 млрд. рублей) на 10 процентов. По предварительной оценке в 2013 году размер субъектовых дорожных фондов составит более 470 млрд. рублей при фактическом объеме финансирования в 2010 году в размере немногим более 200 млрд. рублей». В то же время министр считает необходимым вернуться к плановым показателям по наполнению дорожных фондов, так как снижение ставок акцизов на топливо повышенных экологических классов приведет к недофинансированию дорожных фондов в ближайшей перспективе.

Другая потребность - определять при формировании бюджетов субъектов в части дорожного хозяйства приоритетность финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог в соответствии с утвержденными нормативами. Так объемы доходов региональных дорожных фондов в 1,5 раза превысили объемы финансирования дорожного хозяйства в 2011 году, однако на автомобильных дорогах регионального значения в 2012 году доля затрат на эксплуатационные расходы остается в среднем равной чуть более 26 процентов от нормативной потребности.

Использование механизмов дорожного фонда и внесение изменений в законодательство о концессиях дало возможность внедрения долгосрочных контрактов, предусматривающих выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, реконструкции и содержанию участков дорог – так называемых «контрактов жизненного цикла» (КЖЦ). «Мы уже структурируем новые проекты строительства дорог с использованием механизма КЖЦ, - заявил Министр. - Необходимо расширять практику его применения в дорожной отрасли и рекомендовать к применению данный механизм на региональном уровне, а также распространить его на все виды транспорта».

Касаясь вопроса решения задачи соединения сельских населенных пунктов с сетью дорог с твердым покрытием, Максим Соколов напомнил, что на законодательном уровне установлена обязанность субъектов Российской Федерации отчислять ежегодно по 5 процентов своего дорожного фонда на строительство сельских дорог, а в 2012 и 2013 годах – еще по 5 процентов на капитальный ремонт дорог в пределах населенных пунктов и дворовых территорий. В Правила формирования Федерального дорожного фонда внесено положение о выделении на строительство сельских дорог в среднем по 7 млрд. рублей в год, с увеличением этой цифры пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо. В этом году за счет федеральных и субъектовых фондов будет построено более двух тысяч километров новых сельских дорог.

Завершая блок доклада, посвященный автодорожной инфраструктуре, Министр транспорта Российской Федерации указал на необходимость разработать на региональном уровне «меры по стимулированию развития производства местных строительных материалов, обеспечивающих высокое качество автомобильных дорог, а также создать условия для привлечения на региональные рынки строительства дорог профессиональных отечественных и иностранных компаний».

В целом же важнейшие перспективные направления деятельности Минтранса России, по словам его руководителя, таковы.

Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе, приведение дорог в нормативное состояние, для чего уже созданы необходимые предпосылки в части финансирования. С 2014 года термин «ненормативное содержание» должен быть исключен, допустимым будет только один норматив – содержание и ремонт на 100 процентов.

Обеспечение доступности транспортных услуг для населения.

Повышение комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность.

Совершенствование системы финансирования транспортного комплекса и повышение инвестиционной привлекательности. Дальнейшее развитие должны получить механизмы государственно-частного партнерства. Так общий потребный объем частных инвестиций в дорожные проекты на период до 2020 года оценивается на уровне 300 млрд. рублей.

Данные приоритеты отражены в проекте Государственной программы «Развитие транспортной системы», которая на этой неделе будет представлена в Правительство Российской Федерации.

Минтранс России также подготовил обновленную Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, обсуждение актуализированной редакции которой станет ключевым мероприятием в рамках «Транспортной недели» (3-7 декабря этого года). Ознакомиться с обновленной редакцией Транспортной стратегии можно на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации.