Размещено (дата, время): 19.07.2012, 10:49:34
Последние изменения (дата, время): 18.12.2014, 12:51:09

О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Письмо Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций от 19 июля 2012 года № А38/01-19:

«В связи с поздним сроком получения Вашего обращения о рассмотрении и подготовке заключения на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее также – проект постановления) рассмотреть его и подготовить заключение в кратчайшие сроки не представилось возможным.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения указанного проекта постановления сообщаем следующее.

В целом предложенная концепция проекта постановления заслуживает одобрения и поддержки, тем более, что ранее при участии наших представителей Министерством транспорта Российской Федерации были подготовлены аналогичные по сути предложения по изменению Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и других законодательных и нормативных правовых актов для раздельного учета затрат на подготовку территории для последующего строительства или реконструкции автомобильных дорог и затрат непосредственно на строительство или реконструкцию автомобильных дорог именно в целях реализации в этой части поручения Председателя Правительства Российской Федерации (абзац 6 пункта 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 30 мая 2011 года № ВП-П9-29пр).

С четом этого, предложенный для рассмотрения проект постановления целесообразно рассматривать в увязке с подготовленным Минтрансом России, поскольку в целях реализации указанного поручения Председателя Правительства Российской Федерации потребуется также внести следующие изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию:

1. Первый абзац пункта 31 изложить в следующей редакции:

«Сводный сметный расчет стоимости строительства, предусмотренный пунктом 30 настоящего Положения, составляется с распределением средств по следующим главам (за исключением сводного сметного расчета стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог):».

2. Пункт 42 изложить в следующей редакции:

«42. Раздел 9 «Смета на строительство» (за исключением автомобильных дорог) и раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должны содержать документы, сведения и расчеты, указанные соответственно в пунктах 28 – 31 и пункте 32 настоящего Положения.».

3. Дополнить пунктом 42(1) следующего содержания:

«42(1). Для автомобильных дорог Раздел 9 «Смета на строительство» должен содержать документы, сведения и расчеты, указанные соответственно в пунктах 28, 29, 30, 31(1), 31(2) настоящего Положения, а также пунктах 42(2) и 42(3) настоящего Положения.».

4. Дополнить пунктом 42(2) следующего содержания:

«42(2). Сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, предусмотренный пунктом 30 настоящего Положения, составляется с распределением средств по следующим главам и разделам:

подготовка территории строительства (глава 1):

раздел 1.1 работы по расчистке площадки под строительство;

раздел 1.2 землеустроительные и кадастровые работы и услуги;

раздел 1.3 работы и затраты компенсационного характера. Перенос коммуникаций;

раздел 1.4 специальные работы в районах боевых действий. Разминирование территории. Поиск неизвестных захоронений участников боевых действий;

земляное полотно (глава 2);

дорожная одежда (глава 3);

искусственные сооружения (глава 4);

пересечения и примыкания (глава 5);

обстановка и обустройство дороги (глава 6);

объекты дорожной службы (глава 7):

раздел 7.1 производственные базы дорожно-эксплуатационных служб;

раздел 7.2 автоматизированные системы управления дорожным движением. Центры управления автоматизированными системами управления дорожным движением.

раздел 7.3 объекты системы взимания платы;

раздел 7.4. прочие объекты дорожной службы;

временные здания и сооружения (глава 8);

прочие работы и затраты (глава 9):

раздел 9.1 затраты по производству отдельных видов работ;

раздел 9.2 затраты, связанные с организацией работ;

раздел 9.3 затраты непроизводственного характера;

содержание службы заказчика. Строительный контроль (глава 10);

подготовка эксплуатационных кадров (глава 11);

проектные и изыскательские работы (глава 12).

5. Дополнить пунктом 42(3) следующего содержания:

«42(3). По объектам капитального строительства, реализация которых планируется в форме долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов капитального строительства,   в том числе реализуемых в форме государственно-частного партнерства, в соответствии с техническим заданием застройщика или заказчика за итогом сводного сметного расчета могут быть предусмотрены главы:

работы и затраты по обоснованию инвестиционной привлекательности объекта капитального строительства (глава 13);

сопровождение инвестиционного проекта (глава 14);

эксплуатационные расходы (глава 15):

раздел 15.1 содержание и ремонт автомобильной дороги и искусственных сооружений;

раздел 15.2 содержание и ремонт систем взимания платы.».

Кроме того, по нашему мнению, помимо рассмотренного проекта постановления необходимо подготовить и вынести на рассмотрение проект федерального закона о внесении изменений в часть 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изложив ее в следующей редакции:

«13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов.».

Необходимо это потому, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации издает постановления на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В действующей же редакции части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации право Правительства Российской Федерации по делегированию своих полномочий на фактически новое определение (в силу предполагаемого уточнения) состава и требований к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, не предусмотрено.

Также сообщаем, что рассматривая совместно с Минтрансом России вопрос раздельного учета затрат на подготовку территории для последующего строительства или реконструкции автомобильных дорог и затрат непосредственно на строительство или реконструкцию автомобильных дорог были выработаны и подготовлены необходимые предложения по изменению отдельных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части подготовки документации по планировке территории, в которых определены особые роль и местно работам по выполнению инженерных изысканий.

Т.е. если инженерные изыскания будут выполняться в полном объеме при подготовке документации по планировке территории, к проекту межевания территорий могут прилагаться:

сведения о земельных участках, изымаемых во временное (на период строительства) и (или) постоянное пользование, обоснование размеров изымаемого земельного участка, если такие размеры не установлены нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или правилами землепользования и застройки – при необходимости изъятия земельных участков;

расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков – в случае изъятия земельных участков;

сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения (при необходимости).

Для практической реализации указанных предложений целесообразно предусмотреть следующие изменения Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1. Статью 47 дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. Лица, выполняющие инженерные изыскания, могут организовывать и координировать работы по инженерным изысканиям, привлекая к исполнению своих обязательств других лиц, соответствующих требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.

Лица, организующие и координирующие работы по инженерным изысканиям, несут ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.».

2. Часть 52 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«52. Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий несет застройщик или заказчик, либо лицо, осуществляющее организацию и координацию работ по инженерным изысканиям. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Лица, осуществляющие подготовку проектной документации, могут организовывать и координировать работы по инженерным изысканиям.». 

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время вся работа по внесению изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию координируется Экспертным советом в составе, утвержденном заместителем Министра регионального развития Российской Федерации 13 июля 2011 года.».