Последние изменения (дата, время): 23.03.2015, 16:40:50
О гармонизации отечественных и зарубежных норм и правил по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту автомобильных дорог
Наше письмо от 8 декабря 2011 года № П134/01-04:
«Для дальнейшей работы по гармонизации отечественных и зарубежных норм и правил по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту автомобильных дорог Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» направляет Вам предложения к проекту соответствующей Концепции, создание которой предусмотрено Рабочей группой, образованной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 5 мая 2011 года № ОБ-45-р.
С учетом установленной классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, сложившегося территориального расположения этих автомобильных дорог, а также с учетом необходимости интеграции национальной сети автомобильных дорог в состав международных транспортных коридоров, представляется целесообразным гармонизацию норм и правил по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществлять раздельно по следующим основным направлениям:
автомагистраль;
скоростная автомобильная дорога;
обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога), имеющая одну или несколько проезжих частей;
объекты улично-дорожной сети (улицы, проезды, набережные, мосты, путепроводы, тоннели транспортные городских населенных пунктов).
В числе обычных автомобильных дорог целесообразно отдельно рассматривать автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.
Сообразно Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767, а также с учетом положений технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» гармонизацию норм и правил необходимо осуществлять применительно к транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам автомобильных дорог, в том числе:
общего числа полос движения;
ширины полосы движения;
ширины обочины;
наличия и ширины разделительной полосы;
типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге и т.п.
В Концепции также целесообразно определить самостоятельные роль и место стандартизации (дополнительной к национальной системе стандартизации) результатов и процессов проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, которую на первом этапе и, в первую очередь, для целей гармонизации предпочтительно отнести на уровень стандартизации деятельности хозяйствующих субъектов в области дорожного хозяйства посредством принятия стандартов соответствующих саморегулируемых организаций.
В этом видится оптимальный и мобильный способ апробации международных правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, а также международных систем оценки (подтверждения) соответствия для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», а также для совершенствования осуществления дорожной деятельности, распространения и использования полученных в этой области результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
По нашему мнению это будет дополнительно содействовать:
соблюдению требований национальных и наднациональных технических регламентов;
развитию доказательной базы для подтверждения соответствия;
обеспечению конкурентоспособности и качества работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
технической и информационной совместимости указанных выше результатов и процессов осуществления дорожной деятельности с международными стандартами;
применению специальных технических условий.
С учетом возможных перспектив подготовки на основе стандартов саморегулируемых организаций предварительных национальных стандартов (в случае положительных результатов указанной выше апробации) использование международных стандартов, в том числе в целях гармонизации, должно стать основой при подготовке и принятии стандартов саморегулируемых организаций.
При этом, нашим исключительным мнением является то, что стандарты саморегулирируемых организаций ни в коей мере не должны подменять собой национальные стандарты и лишь в недостающей части технического регулирования с учетом необходимости скорейшей гармонизации различных норм и правил должны их дополнять, содействуя, как указано выше, соблюдению требований национальных и наднациональных технических регламентов.
Кроме того, предложение по концептуальному определению роли и места стандартизации на уровне саморегулируемых организаций будет иметь существенное значение в случае принятия федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 126184-5), поскольку в соответствии с этим проектом федерального закона предусматривается обязательное принятие стандартов в соответствующих сферах саморегулирования.
Эти стандарты должны будут содержать:
общую часть, определяющую предмет и условия осуществления регулируемой деятельности, сферу применения стандартов саморегулируемой организации, а также определение регулируемой профессии или вида предпринимательской деятельности, ее характерные признаки и границы;
общие и специальные требования к регулируемому виду деятельности, которые должны содержать положения обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, а также нормы рекомендательного характера;
требования к объекту, результатам осуществления определенного вида деятельности, работ или оказания услуг и (или) к документу, подтверждающему окончание (завершение) работ или оказание услуг.
Стандартами деятельности предполагается также устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности, помимо установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.».