Последние изменения (дата, время): 25.11.2014, 10:52:32
Интервью с председателем Арбитражного третейского суда города Москвы Алексеем Владимировичем Кравцовым «А судьи - кто?» (журнал «Автомобильные дороги» № 11 (996) Ноябрь, 2014):
Справка директора некоммерческих партнерств дорожных проектных изыскательских организаций «РОДОС» С.Х. Хайбуллина:
«В типовых формах государственных и муниципальных контрактов необходимо (и это возможно) предусматривать третейскую оговорку. Глобальная идея подписания соглашения с Арбитражным третейским судом города Москвы – возможность профессионального суда и разрешения споров с учетом всех нюансов и особенностей дорожной деятельности. Мы шли к этому соглашению 5 лет. Для нас это соглашение важно как способ защиты экономических интересов членов наших партнерств. И в качестве главного защитника их интересов мы выбрали Арбитражный третейский суд города Москвы».
«Председатель Арбитражного третейского суда города Москвы, Президент Союза третейских судов, член экспертных советов Комитета Государственной Думы по вопросам собственности и Московской городской Думы по законодательству Алексей Кравцов ответил на вопросы нашего журнала.
– Алексей Владимирович, понятие «третейский суд» все чаще появляется в российской печати в связи с явлением саморегулирования. Что это такое и чем отличается от государственного судопроизводства?
– Основа третейского судопроизводства была положена в 1961 году Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже. Советский Союз присоединился к этой конвенции в 1962 году. Однако впоследствии из-за холодной войны и железного занавеса – следствия политики самоизоляции нашей страны «от тлетворного влияния Запада» - судебные системы в СССР и европейских странах развивались по-разному. В Советском Союзе третейский суд выродился в товарищеские суды, основное отличие которых в том, что решения третейского суда реализуются в виде государственного исполнительного производства, а товарищеского суда – в виде общественного порицания. В современной России третейское судопроизводство реализуется на основе федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и в деловом обороте пользуется все большей популярностью. Почему, следует объяснить, так как практика показывает, что 90 процентов даже профессиональных юристов не знают основ третейского судопроизводства.
Основное отличие третейского суда от государственного состоит в том, что решения принимаются быстро, вступают в силу сразу и их невозможно обжаловать и отменить – они являются окончательными.
Процедура третейского суда состоит в следующем. Судебное заседание проходит в одно слушание через 10 дней после подачи искового заявления. Сравним с процедурой, установленной для государственного суда, в соответствии с которой заседаний может быть сколько угодно, а с момента подачи искового заявления до первого заседания проходит не 10 дней, а 1,5–2 месяца. Последнее объясняется тем, что государственный суд после получения искового заявления отправляет уведомление ответчику и делает это самым дешевым для госбюджета способом – по почте. Зная, как работает Почта России, на это закладывают соответствующее время. Арбитражный третейский суд города Москвы отправляет уведомление ответчику, пользуясь услугами экспресс-почты для чего требуется всего один день. Это стоит в 15 раз дороже, чем оправка обычной почтой, но у ответчика остается девять дней для подготовки к судебному заседанию. Этого более чем достаточно. Следует оговориться, что есть ряд оснований для продления 10-дневного срока, но в любом случае в третейском суде это меньше, чем 1,5–2 месяца.
Кроме того, судебное заседание проводится не по месту регистрации ответчика, а по месту регистрации третейского суда. Часто это, во-первых, очень удобно, а во-вторых, позволяет минимизировать расходы на судебный процесс. При большой сети контрагентов это дает возможность централизовать все процессы, и мне кажется, что для партнерств «РОДОС» это существенно. К тому же в третейском суде можно рассматривать дела по скайпу.
Важно отметить, что к компетенции третейских судов относятся только экономические споры, то есть споры между хозяйствующими субъектами или гражданами по поводу коммерческих отношений, которые регулируются договорами, составленными в соответствии с установленными законом правилами.
– То есть, скажем, уголовные дела не входят в компетенцию третейских судов?
– Не только уголовные, но и административные дела, а также дела о банкротстве, дела, вытекающие из публичных правоотношений (с неопределенным кругом лиц), трудовых и корпоративных отношений (между акционерами) и другие. При этом у третейского суда нет разграничений на вопросы общей юрисдикции и арбитраж, они могут рассматриваться в рамках одного суда.
– Хватает ли судье 10 дней, чтобы изучить дело и принять взвешенное решение?
– Подчеркну еще раз, что третейские суды занимаются только экономическими отношениями. При этом, в отличие от государственных судей, третейские судьи, помимо высшего юридического образования, должны иметь опыт работы в конкретной отрасли промышленности, причем в российском регламенте закреплено, что этот опыт должен быть не менее пяти лет. Это объясняется тем,что в третейском судопроизводстве ошибки, если и возникают, то не в результате незнания законов, а из-за незнания специфики отраслевого делооборота. А если судьи настолько опытны, то они безошибочно могут оценить иски, касающиеся данной отрасли, и вынести взвешенное решение. Для такой специфической отрасли как дорожное строительство это, на мой взгляд, крайне важно.
Еще одно специфическое свойство третейских судов состоит в том, что они проводят свои заседания в закрытом режиме. Мы не имеем права публиковать картотеку дел, раскрывать сведения о деятельности сторон иначе, как с их согласия. Этим, кстати, объясняется и тот факт, что третейское судопроизводство не столь широко известно, как хотелось бы.
– Кто и когда может обратиться в третейский суд?
– Для обращения с иском в третейский суд, необходимо, чтобы в договор, который регулирует отношения между сторонами спора, была внесена третейская оговорка. Так, в пункте «Ответственность сторон» должно быть отмечено, что разрешение спора по данному соглашению регулируются, в том числе, и арбитражным третейским судом по выбору истца. Эта оговорка обязательна – без нее третейский суд дело рассматривать не имеет права, но добровольно – при желании стороны могут также обратиться с иском и в государственный арбитраж.
– Как выбираются судьи при решении спора в третейском суде?
– В Арбитражном третейском суде города Москвы действует уникальная система назначения судей, которая делает прозрачной всю систему суда: судью выбирают сами стороны из списка, который опубликован в Интернете на сайте суда. Свой выбор истец может отметить в исковом заявлении. Если ответчик не возражает, указанный истцом человек назначается судьей. Если ответчик возражает и обосновывает свое возражение, а председатель суда принимает это обоснование, то судью назначает сам председатель. Для этого требуется не больше суток.
При этом можно назначить одного судью, а можно коллегию судей из трех человек. В случае с «тройкой» в судебном процессе вместе с третейским судьей участвуют юристы сторон. На назначение юристов законом отводится 15 дней. Затем они должны выбрать из Интернет-списка судей председателя. На это – еще 15 дней. В итоге получается такая своеобразная пирамида, имитирующая демократию, – председатель и два арбитра. Имитирующая потому, что изначально ясно, что каждый арбитр в суде будет отстаивать интересы своей компании, а решение в «тройке» принимается большинством голосов.
– Вы сказали, что решения третейского суда являются окончательными. А как быть, если ответчик не согласен с принятым судом решением?
– Если проигравшая сторона не согласна с решением суда и не исполняет его решение, истец обращается в тот же третейский или государственный суд с заявлением о том, что ответчик отказывается исполнять решение суда, и просьбой выдать исполнительный лист. Суд назначает по этому заявлению всего лишь одно заседание, на которое приглашает снова и истца, и ответчика. У ответчика есть право заявить свое возражение, по которому он отказывается исполнять решение суда. Существуют три возражения, прописанные в законе, которые принимает суд. Первое возражение состоит в том, что, по мнению ответчика, третейский суд был аффилирован с победившей стороной – такие прецеденты были. Известно, что многие крупные компании создают собственные третейские суды, в которых судятся со своими контрагентами. Таких судов в Российской Федерации, к сожалению, 92 процента. Согласитесь, что результат подобного разбирательства часто предсказуем.
Второе возражение связано с тем, что третейский суд не уведомил стороны о проведении судебного заседания. Третье возражение касается того, что суд в своем решении вышел за пределы договора, который он рассматривал.
– Как же определить, какой суд правильный?
– Союзом третейских судов выпущены рекомендации по определению добросовестности третейского суда и в настоящее время прорабатываются поправки в закон о третейских судах, где эти устои будут закреплены законодательно.
По данным бывшего Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, полномочия которого в этом году переданы Верховному Суду Российской Федерации, в России зарегистрировано 1,5 тысячи третейских судов. Мы специально провели широкий поиск, в результате которого нашли только 134 третейских суда, у которых в сети Интернет есть свой сайт. Очевидно, это и есть на сегодняшний день действующие легитимные суды. Из них 82 являются членами Союза третейских судов.
– А в исполнительном производстве по решениям третейских судов какие-то особенности есть?
– Нет, исполнительное производство по решениям третейских судов ведется также как и по решениям государственных судов. Но подчеркну, что на сегодняшний день из всей массы исполнительных листов, имеющихся в производстве у судебных приставов, исполнено меньше трети. Это объясняется тем, что решения государственных судов, длящихся не один год, часто очень трудно исполнить, потому что за это время имущество, на которое можно наложить взыскание, как правило, уже давно выведено из под риска его истребования – переведено на других лиц, на другие фирмы, даже в иные страны. А разбирательство в третейском суде в силу своих весьма коротких сроков не дает ответчику такой возможности. За два месяца, в течение которых длится третейское разбирательство, недвижимость, например, нельзя вывести из активов предприятия, потому что только перерегистрация по закону длится два месяца.
Более того, неисполнение решения третейского суда подпадает под две статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: статья 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» и статья 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».
Кроме того, третейский суд может наложить арест на имущество ответчика. Он выносит определение, и в течение следующих суток, а по практике, – в течение последующих 2–3 суток – государственный суд принимает решение об аресте имущества.
Следует отметить, что развитие в Европе третейского судопроизводства постепенно привело к тому, что сегодня государственные суды вообще не рассматривают экономические споры. Причем это регулируется законом. В современной России постепенно устанавливается такая же практика.
– Логичен вопрос: сколько составляет третейский сбор?
– Мы запрашивали у представителей бизнеса статистику их судебных расходов. В случае рассмотрения дела в государственном суде 29 процентов от суммы иска уходит на сопровождение одного года судебной тяжбы. Это усредненные цифры, и они складываются из государственной пошлины, текущих расходов (гонорары юристам и пр.), обслуживания банковского кредита, так как предприятие работающее, и уровня инфляции.
Расходы же на третейский суд заключаются лишь в уплате пошлины – третейского сбора – это 3 процента от суммы иска. И все! То есть разница примерно в 10 раз, а часто и больше.
– Если подвести итог, то преимущества третейского суда – это …
– … сравнительно низкие расходы на обслуживание тяжбы; быстрое принятие решения и возможность вернуть деньги; работа суда как с физическими, так и с юридическими лицами; централизация судебных процессов.
Наталья Алхимова (главный редактор журнала «Автомобильные дороги»)».